«Показывать людям социальное зеркало, заставляя задумываться»
Андрей Кашкаров — журналист из «Выборга». Мы уже писали историю про него. В своем письме он говорит о том, что отъезд из России — это «возможность остаться человеком». Что соотечественники в большинстве своем не загипнотизированы пропагандой, но живут в удобном для них мире дотаций, стипендий и грантов. Когда видят, что государство обманывает их, лишь стараются обмануть в ответ.
— Почти единственная возможность в России остаться человеком — это уехать из нее, ибо продолжается сочетание страшного и абсурдного. Помочь этому способен, может быть, только смех на манер Ярослава Гашека с его Швейком.
Люди в России, конечно, не загипнотизированы, и не оболванены, как считают некоторые, а находятся в состоянии удовлетворения собственных ожиданий и пытаются свои активы как-то сохранить. Эта смесь инстинкта самосохранения, желания самореализации и борьбы в социальном соревновании за материальное — с другими — сделали в моей стране настоящую ситуацию возможной. На мой взгляд, есть социологически объяснимые причины гражданской пассивности «населения». Оно вовсе не пассивно. В большинстве своем «массы» принимают тот стиль управления, который удобен им самим, подстраиваются под него.
К примеру, если человека обмануло государство (образно говоря), а он не идет менять систему протестом или действием, а планирует и осуществляет ситуацию, когда сам в мелких ли делах или крупных обманывает государство. Особенно хорошо (при взаимном удовольствии сторон) система работает в социальной сфере, и во всем, что связано с поддержкой, дотациями, стипендиями или «вот вам, дорогой пенсионер, пять тысяч к 9 мая».
Много лет врач Юлия Некрасова работала с пациентами с тяжелой стадией заикания. Вот история сеанса гипноза в театре на Таганке, история социального эксперимента имеет несколько смыслов. На сцене десяток людей 30-35 лет, с тяжелой степенью заикания. Врач подходит к каждому, спрашивает имя — они в ответ только мычат. Затем громко говорит, сопровождая слова «волшебными» пассами руками: «сейчас произойдет одна вещь. Вы все сможете говорить. Вы должны мне поверить». Врач проходит вдоль шеренги, и прикасается к груди каждого, словно у нее волшебная палочка: «Как тебя зовут?» — «Меня зовут Андрей Николаев…» — «Повтори громче!» — и человек во весь голос повторяет свое имя. Некрасова: «Повторяй за мной: «Я могу говорить!». И он повторяет. И говорит. Примерно то же ограничение заметно в самосознании людей, которые чувствуют, что не могут влиять на решения, события… То, что происходит «здесь и сейчас».
И когда человек на многих примерах (чужом опыте потому, что безопаснее или — реже — собственном) понимает, что может самостоятельно думать и говорить то, что думает и хочет, происходит переосмысление событий и собственной роли в них. Процесс этот инертный, длительный во времени, как и вообще «окультуривание», иногда несколько поколений проходит… Божьи мельницы мелют медленно, но верно, и даже не зная много лет назад ни о каком Путине, режиссер Андрей Тарковский вставил эту историю в знаменитый фильм «Зеркало».
Поэтому заметны несколько причин в «странном» поведении россиян — как будто бы они загипнотизированы или сошли с ума все одновременно (спойлер, не сошли еще): есть многочисленные группы людей, которые боятся сказать, выразить, потерять статус, активы, получить экзекуцию от власти (это ведь нормально для людей — они во все времена таковы). И есть группы, которым ситуация выгодна, предсказуема, они к ней привыкли, «встроены в систему»; это и является фундаментальным активом поддержки Путина и его режима.
Для изменения ситуации нужны и внешние воздействия, и внутренняя работа. С точки зрения культурных инициатив, она, может, и ведется обесцениванием значимости власти, ее адептов, и высмеиванием с помощью сарказма, сатиры и юморы типичных недостатков режима. Можно разъяснять и говорить о «языке» победы, определять и маркировать условное «зло», в том числе вводя его в понятие общественных язв, говорить и писать — о типизации образа раба, любви к несвободе, спящей морали («за нас думают», это удобно) или даже стремлении к танатосу (привычка к постоянному выживанию дает такой эффект). Разъяснять причины «добровольчества» 50-летних мужиков, отправляющихся в зону СВО за деньгами. Как хождение «в народ» — все это важно. Но важно и другое — действия по дестабилизации режима во всех направлениях. Так или иначе показывать людям социальное зеркало, заставляя задумываться.
Казалось бы, в нашей власти создать любую новую оппозицию и (или) объединиться… Захотим ли? Пока в широком смысле — нет… И удобно будет до тех пор, пока не станет совсем неудобно (прошу прощения за каламбур). Необходимые условия: внешние потрясения и кризис внутренней политики и экономики. Вот почему в Украине сейчас решается все.
Сейчас главный враг определен — это Запад. Так же, как в советское время, моим согражданам внутри страны предлагают жить в «окружении врагов» — разница лишь в том, что раньше называлось «капиталистическое окружение» с этими вводными штампами пропаганды — вроде «лить воду на мельницу врага…». Я лью ее. И мне это нравится. Это почти единственная возможность в России остаться человеком… Для человека, обладающего чувством, знаниями, кругозором, возможно заглянуть и в будущее. Проблема подавляющего числа моих соотечественников в том, что они не представляют, что может быть другая жизнь, они не видели и не знают ее, потому она им не нужна…
Мой мир рухнул уже полтора года. Но в РФ у нас есть все, что нужно для нормального обычного счастья – дом, дети, машина, работа. Можно, конечно, все продать, бросить, уехать. И лечь социальным грузом на другие страны, которые не ожидали моего приезда. Но я и моя семья искренне считаем, что это варварство. Мы приехали в вашу страну – заботьтесь о нас. Потому мы в РФ. Но каждый день я веду свою борьбу – комментарии, отзывы, разговоры с людьми, которые говорят – я далек от политики. Для меня выражение – далек от политики – это смирение, покорность, рабство. Если у человека нет мнения – его можно увести в любые дебри. Просто пример – я совсем не понимаю внутриклассовой борьбы в Африке. Мне можно наговорить все, что угодно. Кто там воюет, кто хороший, кто плохой? Так у здесь. С человеком без убеждений легко сотворить любое беззаконие.