«Я плакала, вытирала слезы. И рисовала». Дневник войны в рисунках Ольги Краковяк

Художница из Германии ведет свою летопись войны в Украине. После 24 февраля 2022-го Ольга Краковяк перестала писать красками. И создала серию черно-белых рисунков — свой отклик на приходящие из Украины новости. О том, как война изменила ее жизнь, об эмиграции и отношении к русским, Ольга говорит в проекте «Очевидцы». Приводим ее рассказ с небольшими редакторскими правками:

– Меня зовут Ольга Краковяк. Мне 41 год, я родилась в Киеве, но уже 22 года живу в Дортмунде. Моя семья приехала в Германию как еврейские иммигранты, или контингентные беженцы. Когда решили переехать, я была еще несовершеннолетней. Лично мне переезд дал свободу от отчима, который годами превращал мою жизнь в кошмар.

Ольга Краковяк
Фото из личного архива героини

У меня есть фармацевтическое образование, но в первую очередь я художник. В аптеке работаю лишь несколько часов в неделю. Зато каждый день провожу много часов в своей мастерской. Я художник-самоучка. Начинала рисовать в качестве хобби, а потом так увлеклась, что мне этого было уже недостаточно. Закончила частную художественную академию.

До войны я использовала интенсивные и одновременно гармоничные цвета. Я писала картины, где есть природа и человек, или особенный мир неодушевленных предметов, наполненный светом и цветом.

Меня вдохновляли красивые животные и интересные лица людей, книги и музыка, стихи и путешествия. Несколько лет назад меня очень впечатлила пьеса «Саломея» – и я вдруг начала рисовать тушью почти так же часто, как красками. Но использование цвета в живописи доставляло мне ни с чем несравнимое удовольствие.

Ольга с довоенными картинами в своей мастерской
Фото из личного архива героини

До 24 февраля я не верила, что будет война. Когда это случилось, была поражена. Происходящее внушало ужас. Первые дни чувство беспомощности было очень сильным, потом появилась уверенность, что Украина выстоит. Так же я ощущала в начале войны, что мир ещё не понял, как плохо, если Россия победит и смирился с тем, что Украина будет захвачена. В этом чувствовался какой-то цинизм, и это вызывало у меня сильное разочарование.

Дортмунд. Фото из личного архива героини

Раньше я была аполитичным человеком, о чем очень пожалела с началом войны. Я жила в мире искусства, культуры, книг… Теперь же я не могла больше читать литературу — я не прочитала ни одной художественной книги за эти 10 месяцев, такое у меня впервые. Зато я почувствовала сильнейшую потребность быть в курсе всех актуальных событий, хотя бы таким образом «со-переживая» происходящее вместе с жителями Украины. Мои мысли вращались вокруг событий в Украине и вращаются до сих пор.

Фото из личного архива героини
24 февраля я начала свою первую работу о войне и с тех пор пишу исключительно на эту тему. Серия на данный момент состоит уже из более чем тридцати рисунков. Причем я создаю в основном черно-белые работы, не хочу и не могу писать красками. 

Я каждый день смотрю репортажи с Украины, слушаю военных экспертов, читаю все основные новости о войне. Тем и событий, просящихся на бумагу, всегда больше, чем я могу воплотить в свои рисунки.

Я заканчивала один и тут же начинала следующий. Возникал своеобразный дневник событий и впечатлений этих месяцев. Я плакала, смотря на фото и видео из Украины, а потом вытирала слёзы и рисовала.

Наверное, мне это помогало не впасть в депрессию от происходящего. Я слышала от окружающих, что они не могут больше смотреть новости и не хотят видеть фотографии с изображением убитых и замученных людей. Я же не могла и не могу не смотреть новости и фотографии. Я пропускаю все это через себя, а потом рисую. Каждая картина рассказывает свою историю или же в ней соединились несколько историй.

Я читала о женщине, незадолго до своей гибели сделавшей маникюр. Она была убита солдатами РФ (тело 53-летней Ирины Филькиной было обнаружено на улице Яблунской, момент ее смерти запечатлен на видео с беспилотника – прим. ред.). Ее опознала маникюрша, по руке, присыпанной землей. Руки, как бы протянутые из земли, стали одним из символов на моих картинах. Под впечатлением потрясших мир событий из оккупированных территорий под Киевом я создала работу «Дорога войны. Буча».

Потом были ужасы Мариуполя, одно событие страшнее другого. Так возник «Мариупольский аист» — после обстрела Мариупольского роддома. И «Театр военных действий», когда российская бомба была сброшена на театр, где в подвале прятались сотни мирных жителей и перед которым большими буквами было написано «ДЕТИ».

Я знаю, что там погибло много людей, но в моих картинах эти люди изображены как бы еще до наступления страшного конца. Я пытаюсь показать искру жизни, которая еще горит, но будет вскоре погашена. Ребенок, которого несет Мариупольский аист, тоже еще жив. Но сердце аиста разбито.

Потом центром внимания стала «Азовсталь». Ее герои, которые мужественно сражались. И, даже находясь в нечеловеческих условиях, оставались мужественными. Сильное впечатление произвели фотографии Дмитрия Козацкого оттуда. На моей картине у человека, стоящего в луче света и раскинувшего руки, выросли крылья как символ внутренней свободы. Свободы, несмотря на очевидные ограничения и предстоящий плен.

При одном из обстрелов Харькова был убит мальчик. Его отец часами сидел рядом с мертвым ребенком, держал его руку и молился. Свою картину, посвященную этой истории, я назвала «Пьета».

Погибших от российских снарядов детей становится с каждым днём все больше — у меня возникла идея «Шествия пустых колясок».

Одним из самых трагических моментов войны был преступно устроенный взрыв в колонии Еленовка в помещении, где спали украинские пленные. Этому случаю посвящена моя работа «Сломанные крылья».

Один раз ракета РФ попала в частный дом, где находилась мать и двое детей. От этого дома осталась лишь воронка. Собака, находящаяся по соседству и любившая детей, всю ночь сидела на руинах и выла. Преданность и искренняя скорбь этой собаки вдохновила меня на картину «Собака, обнимающая руины своего дома».

Одну из самых сильных душевных ран мне нанесла одна очень хорошая (теперь бывшая) подруга. Она пыталась доказать мне правильность российского вторжения, постила в Фейсбуке фейковую информацию про войну — вроде «это они сами себя бомбят». Было так больно читать все это. Она действительно во все это верила. Потом я поняла, что в подобной ситуации находятся многие. У некоторых даже члены семьи оказались «по разные стороны баррикад». Я посмотрела фильм Андрея Лошака «Разрыв связи», это тоже помогло. Надо жить с этой болью.

Я с большим уважением отношусь к тем россиянам, которые, невзирая на последствия, говорят правду об этой войне. Это честные и смелые люди, и если они сейчас в тюрьмах и в опале, то их время еще придет. Но они и сейчас являются источниками силы и надежды для россиян, которые не поддерживают преступный режим Путина и преступную войну против Украины. 

Я с пониманием отношусь к тем, кто ушел во внутреннюю эмиграцию, кто страдает от происходящего, но боится или не может сделать ничего против. Люди склонны бояться боли и страданий и далеко не все готовы жертвовать своей жизнью и здоровьем.

Фото из личного архива героини

Что можно испытывать по отношению к тем, кто поддерживает войну? А значит поддерживает гибель многих тысяч людей, разрушение городов, пытки и насилие? — Непонимание и презрение – это как минимум. Но, скорее, это ярость и ненависть.

Но наибольшее отторжение вызывают бывшие россияне и выходцы из СССР, кто давно живет в Германии и поддерживает Путина. У этих людей есть доступ к информации, они имеют возможность разобраться во всём и они дают себя одурманить российским пропагандистам! Горько и противно.

За эту войну несут ответственность Путин и его окружение. Такие, как Кадыров и Пригожин, улучшившие за счет войны свой статус. И, конечно, пропагандисты с первого канала, разжигающие ненависть к Украине и украинцам.

Но также и российские солдаты-контрактники, идущие убивать, чтобы оплатить свои кредиты. И все прочие представители армии РФ, пришедшие как захватчики-оккупанты на украинскую землю.

Все те, кто убивали, насиловали, грабили, мародерили. И те, кто сидя в теплом бюро, программируют курс полета крылатых ракет, летящих на украинскую мирную инфраструктуру. Те, кто работают на предприятиях российской военной промышленности, получая за это премиальные.

А также и политики условных «западных стран», недостаточно проявивших свою позицию по отношению к этой войне: не поставивших достаточного количества оружия и систем ПВО Украине, не вводивших санкций против России до широкомасштабного вторжения. 

Надо было это делать, начиная со времен аннексии Крыма и ведения военных действий на территории Донбасса и, конечно, в период накапливания военных сил на границе с Украиной зимой 2021/ 2022.

Фото из личного архива героини

До начала этой войны я и не думала, что мне выпадет на долю что-то делать для Украины. После российского вторжения мы собирали теплые вещи и другие нужные предметы для украинских беженцев. Передавали в Украину медикаменты и бинты. Потом я поняла, что самое лучшее — это донатить в фонды, которые закупают все необходимое для армии, потому что только так будет меньше жертв и среди мирных жителей, и среди украинских солдат. Я остановила свой выбор на фонде «Вернись живым».

В марте, когда поток беженцев был самый стремительный, мы приняли у себя двух беженок: маму и дочку. Они два месяца жили у нас. 

По прошествии нескольких месяцев, тема войны в Украине стала в Германии стихать, и я стала искать способ снова привлечь к ней внимание. Я решила провести трёхмесячный курс по рисованию, все доходы от которого будут пожертвованы Украине. Моя задача — не дать возникнуть «усталости от войны».

Дортмунд
Фото из личного архива героини

Живя в Германии, особенно остро понимаешь, какую ошибку совершили европейские (и особенно немецкие) политики, сделав страны Европы полностью зависимыми от дешевого российского газа. Миллиарды евро текут из Европы в Россию. Этой теме посвящена моя работа «Клетка из газопроводов для голубя мира».

И, конечно, я не могла обойти стороной тему разрушения энергетической инфраструктуры. Борьба света и тьмы в прямом и переносном смысле. Этому посвящено несколько моих работ, как например «Уничтожение света».

У меня уже проходила персональная выставка этих работ под названием «Украина. Война. Близко к сердцу» в ратуше города Гевельсберга. В феврале запланирована выставка в Дортмунде, а в мае — в Кастроп-Раукселе. Я хотела бы проводить эту выставку так часто, как только возможно. Для меня сейчас очень важно показывать именно эти картины, я отложила другие свои проекты — до лучших времён, до победы.

Я желаю Украине главное — победу! А после победы — увидеть суд над военными преступниками. Получить репарации. Отстроить страну.

Самым большим страхом является то, что западные страны «устанут» помогать Украине. И как следствие этого Украина должна будет пойти на уступки и прекратить военные действия. А Путин накопит силы и снова нападет и захватит еще большую часть Украины. Из этого страха вытекают следующие: что военные преступники, начиная с Путина и кончая пропагандистами, не получат по заслугам, и мир это проглотит.

В общем, самый большой мой страх, что зло может победить добро; а как жить после этого?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EN