Саша Колпаков: «Было бы хорошо, чтобы Россия перестала пыжиться»

Саша Колпаков, художник-акционист из Томска, участник арт-группы «Сну-сну». Акции его, смешные, абсурдистские, провокативные в условиях нынешней России чреваты пересечением с изрядным количеством уголовных статей, введенных для обуздания любого несогласия с властью. Затеянная Кремлем война для Саши – прежде всего проявление тупости и скверного вкуса нынешней российской власти. Ну, и тюремных «понятий», конечно.

Расскажите о себе.

— Я Саша Колпаков. Если совсем потерять совесть, то я художник. Иногда я делаю выставки, какие-то перфомансы. В последнее время я почему-то (непонятно почему, что же случилось?) делаю что-то, что в основном связанно с войной. Я уехал из России в ноябре прошлого 22-го года. Живу в Батуми и делаю отсюда разные метафорические жесты против войны.

Почему вы уехали из России?

— Потому что когда я делал акцию, допустим, против часовни в родном городе, которую захотели поставить на главной площади, я решил сделать игру слов — часовня, чтобы там можно было чесаться. Я думал, что сыграет эффект Стрейзанд, что люди не захотят мараться о такую дурацкую ассоциацию, что ничего не будет. Это было после Pussy Riot, было слегка страшновато, но ничего страшного не случилось. Но сейчас совсем другие времена, и я побаиваюсь. Я люблю замутить какую-нибудь острую шуточку и выложить ее в соцсети, а это сейчас как-то не поощряется.

Вы ожидали вторжения в Украину?

— Нет. Я все на логику рассчитывал, хотя многие люди, которых я смотрел в ютубе, говорили, что так может быть. Надеялся на что-то хорошее. Но оказалось, что это не так.

Участвовали ли вы в митингах?

— Я был практически на всех навальновских митингах. Это было прекрасно. Я жил в Питере, ходил на них. Это было очень массовое явление — перекрыт весь Невский, вся улица Гороховая, все идут в огромном количестве. И при таком потенциале все куда-то делись и молчат. А на антивоенный я сходил только на один — нам не давали собраться большим количеством людей, нас очень хитро отсевали, но, видимо, я выглядел как бюргер, и поэтому в итоге сбежал через метро. Не очень приятное чувство было. До страха не дошло — пока решаешь проблему, не очень страшно, думаешь только: «Что делать? Куда идти? Куда деваться?».

Когда важно высказываться, а когда стоит промолчать?

— Когда хочешь, тогда и высказывайся. Главное же эффективность. Если тебе нужно не с самим собой говорить, а с окружающими, чтобы они поняли твою точку зрения, то, конечно, иди на пикет. Другое дело, что когда ты, допустим, попадёшь в тюрьму, ты будешь подтачивать режим тем, что ешь еду и затрачиваешь на это какие-то ресурсы. Но это же очень слабая форма подтачивания государства. Есть, конечно, убеждение, что капля камень точит — в 68 году люди выходили против вторжения в Прагу, их мало кто поддержал, но в целом они заложили основы неизвестно чего. По уму эффективность таких вещей [спорна]… Я искренне рад за них, я сам бы пошел, если бы эффективность была чуть-чуть побольше. Просто сесть — кому от этого лучше. Я буду отсюда вонять, ругаться и какашками кидаться.

Обычно ваше творчество связано с эпатажем. Уместен ли эпатаж во время войны?

— Why not? Марат Гельман как-то раз выложил максимально эпатажную работу: на ней было написано «Говно» говном, «Кровь» кровью, а «война» написана говном и кровью. Это эпатажная работа, но она совершенно в тему — лучше и не скажешь, как что называется. Эпатаж, это же не просто ради хайпа, он вызывает соответствующие эмоции. Я не делаю гламурные фотографии с боа или эпатажные акции, не хожу голым. Хотя надо подумать.

Как это в России получилось, что привычная идея «лишь бы не было войны», не помешала агрессии против Украины?

— Все очень просто. Пирамида Маслоу, гадина такая, со взрослыми, скучающими дяденьками, которые очень долго сидят на больших должностях, превращается в очень гремучую смесь. Им все говорят: «Ты такой классный, ты шутишь очень здорово», а у тебя дурновкусие и ограниченные фантазии. Ты думаешь: «Ершик я уже сегодня потрогал, кошек задушил. Что там еще? Икры поел. На шесте, значит, покручусь. Так, что у нас по пирамиде Маслоу идет? О, надо захватить мир! Нужно перед пацанами выпендриться». То есть другие люди самовыражаются более гуманным способом, но дурновкусие и отсутствие фантазии, почему-то приводят вот к таким вещам. Причем ершик и захватить мир — это вещи одного порядка. Все из эстетики идет. Вот, например, Алан Паркер, режиссер пинкфлойдовской «Стены» или «Сердца ангела», говорил: «Что?! Медведев любит Deep Purple? Какой ужас, у этой страны нет будущего». Человек как в воду глядел. Извините, Pink Floyd, не хотел обидеть. Люди слушают шансон, а потом на людей бросаются, к тому же у них нет времени на раскачку. Человеку просто скучно: он всех купил, всех победил, всех посадил. Что еще делать-то? Это реально скучно. Угасающие мужские силы, давайте так скажем, требуют каких-то подвигов. Он всех победил здесь, а скочевряжиться нужно уже на мировой арене. А про экономические и внутриполитические причины — других-то, скорее всего, больше и нет ­- пусть говорят экономисты и внутренние политики. У меня память неплохая, но я обязательно перевру то, что слышал в ютубе. А зачем повторяться по 10 раз?

Расскажите про работу, которую взяла в журнал ROAR Линор Горалик.

— Я у одной прекрасной психологической женщины — Петрановской, если не ошибаюсь — читал, что есть прекрасная надежда: «когда наши придут». Партизан терпит до упора, потому что когда-нибудь наши придут. А в нынешней жизни иногда так случается, что наши не приходят и не придут никогда. Остается только рассматривать концепцию Бога — может быть когда-нибудь какая-нибудь справедливость и будет, потому что тут она местами не просматривается. В связи с тем, что творятся тяжелые вещи, а я не верующий человек, наверное, буду не прав, но со стороны есть ощущение, что кто-то немножко сверху не досматривает, там, возможно, немножко отвлеклись на что-то. Извините, господа верующие. А если там кто-то плохо видит, то, может, помочь донести до него послание шрифтом Брайля? Может быть таким методом до него дойдет? У меня есть работа, в которой из пробитых солдатских залитых кровью касок на мрачной земле шрифтом Брайля выложено матерное слово, которое в переводе на литературный русский, спрашивает: «Зачем?». Как-то так. Я, конечно, много шучу, но тяжело смотреть на то, что происходит, на то, как наша страна делает такие вещи. Поэтому, может быть, работы немножко резкие.

Есть ли в вашем окружении люди, одобряющие войну?

— Как выяснилось, была парочка. Был один хороший одноклассник с хорошим чувством юмора, но жизненные неудачи загнали его в принятие таких странных вещей. Второй — хороший собутыльник. После одной моей работы он начал компанию в фейсбуке по сбору средств — хотел крестовой поход против меня организовать. Я очень чванливый и привередливый человек, мне информационная и душевная гигиена очень важна в жизни.

Каждый из нас как гражданин России несет ответственность за эту войну?

— Могли бы мы что-то сделать, чтобы этого не было? Да черт его знает. Вот белорусы вышли в большом количестве, и все равно ничего не получилось. Другое дело, что они тапочки и ботинки снимали, в отличие от украинцев. Как я могу кому-то предъявлять претензии? Я старался не молчать. Господи, много людей прилагало серьезные усилия против этого, и все равно ничего не получилось. Потому что пока это огромное зло не проработано, не отрефлексировано обществом, оно так и будет заставлять людей вестись на всякую фигню. «Давайте пойдем всех ограбим, всех изнасилуем». Татарский что там говорил перед смертью? Такие идиотские высказывания были. Ответственность, наверное, есть. А что с ней делать? Я в Грузии не первый раз, и прямо видно, что из грузин, конечно, добродушие и гостеприимство никуда не денешь, но поводов для веселья и празднования с русскими на пустом месте стало меньше. Я чувствую, что мне стыдно. Хорошо, что меня палками отсюда не гонят. Когда люди сбиваются в большую кучу, они склонны на необычные поступки, например, когда на концерте The Killers вышел русский барабанщик. Спасибо, что не ощущаете себя толпой и не отправляете меня в Россию. Низкий поклон.

Кто виноват в войне?

— Радио «Шансон»? Определение радио «Шансон» — это когда плохому человеку хорошо, а, условно, блюз — это когда хорошему человеку плохо. Это же тюремные, иерархические, поведенческие схемы, очень сильно похожие на то, как ведет себя Россия на международной арене, да и внутри она ведёт себя точно так же: бескультурье, слабость, отсутствие фантазии. «Чего там? Чифиря!» Это же конкретная метафора на то, что сейчас делает наша прекрасная, горячо любимая мной страна: «Чифиря! И покажем всем, кто тут главный. Ваше место у параши». А когда пришли, их по носу стукнули, и они начали: «Ве-ве-ве», что не может не радовать. Хотя, конечно, лучше было бы без этого. Столько проблем и горя людям принесли эти гопники. Надо запретить радио «Шансон» и выплачивать контрибуции Шарлю Азнавуру за нецелевое использование термина.

Многие обвиняют Запад и Америку, что они недостаточно помогают Украине и из-за этого война затягивается. Вы с этим согласны?

— Это претензии черно-белого мира, а он не такой. У них тоже есть свои резоны. Украинцы плюнут в меня, конечно, за такие вещи. Мне кажется, будь я какой-нибудь Америкой, я бы сразу все отдал, но им, видимо, нужен предвыборный цикл, вся эта ерунда, что-то выдумывать, лавировать между правил. К тому же все равно есть какие-то дополнительные угрозы, например, ядерная. Там тоже не все так просто, фиг поймёшь. Я могу про искусство говорить, и то чуть-чуть.

Вы верите в светлое будущее России?

— Да. Что такое Россия? Обобщение — зло, мне кажется. «Вина русских» — русские разные бывают, какие только хочешь. Россия тоже. Концепция государства, по мнению некоторых персонажей, отходит на второй план. Точнее, может отойти на второй план. Государственные границы — можно без них жить. Какие-то задачи можно передоверять частным компаниям. Есть определенный набор функций, которые у государства обязательно должны быть, но он может сократиться — есть же частные тюрьмы. И в целом — что такое светлое будущее для России? А что такое Россия? Может это будет что-то совершенно другое. Если общность определяется культурой, языком, культурным кодом, то это не вытравишь, и светлое будущее будет. А чумная блоха кусает разные народы: то Японию, то Германию, теперь, к сожалению, Россию покусала. Надеюсь, она перебесится. Народы самоочищаются, хороших людей никуда не денешь. Те люди, которые сильно топят за войну, они в конце концов топят за что-то хорошее. Просто им это хорошее сдвинули — головка-то у людей слабенькая. Берешь хорошего человека, и через две недели он у тебя захочет убивать из-за того, что ему объяснили — там едят младенцев. Если людям эту фигню в голову не вкладывать, то они в целом хорошие. Некоторое количество нормальной пропаганды или информирования — и все успокоятся, потому что настоящих буйных мало. А остальные только от бесправия или неустроенности пытаются найти врага, а он быстро рисуется пропагандой. И вот этим сукам, конечно, нет никакого прощения.

Хотите ли вернуться в Россию?

— Конечно хочу, там же березки. В смысле, нет, я пока что не очень скучаю по России. Но хорошо, если там все хорошо. Пусть Россия прекратит заниматься ерундой и начнёт жить, а не пыжиться. Сейчас она пыжится, и от этого страдают люди. Это неправильно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

EN